Когда человек задумывается об инвестициях, первым делом ему на ум приходят американские акции. Но рынком США мир не ограничивается, и в этой статье мы расскажем, какие инвестиционные возможности скрываются в Китае. Даже если вы не инвестируете в китайские активы, происходящее в экономике КНР влияет на ваше благосостояние. Просто потому, что она очень велика. По данным Всемирного банка, в 2016 году ВВП Китая по паритету покупательной способности составил 21,4 трлн долларов, при этом ВВП США — только 18,6 трлн долларов. В последние годы Китай делит с Японией первое место в списке крупнейших кредиторов США — сейчас объем казначейских облигаций в китайском портфеле составляет около 1,15 трлн долларов.
Китай стал одной из крупнейших технологических держав
О репутации «страны подделок» пора забыть. Китай не просто копирует технологические идеи, в стране активно формируется собственная экосистема, способная конкурировать с Кремниевой долиной (и, возможно, рано или поздно состоится прямое столкновение). Один из самых громких примеров — Uber, самому дорогому стартапу в мире, после победного шествия под аккомпанемент массовых протестов таксистов во многих странах пришлось сдать китайский рынок местному конкуренту Didi Chuxing.
И не потому, что на рынке слишком мало денег — Uber потратил огромные суммы, чтобы уцепиться за Китай, но местная компания оказалась терпеливей и сильнее. Отчасти развитию технологий способствует закрытость китайского рынка. Facebook, Twitter и поисковая система Google в стране заблокированы, это снижает риски для местных компаний и открывает простор для экспериментов. В результате некоторые китайские компании становятся лидерами в новых отраслях и бизнес-моделях. Так, например, в Китае очень популярны QR-коды: они используются и для платежей, и для обмена контактами, и для ряда других функций. В США QR-коды вышли из употребления несколько лет назад, но теперь они вновь появляются в Snapchat (который заимствовал идею обмена контактами через QR-коды у китайского приложения WeChat), Facebook (NASDAQ: FB) и Spotify.
Криптовалютная отрасль
Очень яркий пример способности Китая влиять на глобальные рынки — то, что происходило на рынке криптовалют в течение всего 2017 года и в начале 2018-го. До января 2017 года на китайские криптобиржи приходилось более 90% оборота биткоина (Bitcoin). Считалось, что его используют китайские богачи, чтобы выводить средства из страны в обход валютного контроля. Однако в январе Китай ужесточил правила работы для местных бирж, и это вызвало немедленный обвал биткоина. Появление в сентябре новостей о запрете ICO и предписании крупнейшим китайским криптобиржам остановить торговлю также сопровождалось просадками курса. Еще один удар по крипторынку Китай нанес в середине января: тогда появились сообщения, что власти страны намерены начать борьбу с «онлайн-платформами и мобильными приложениями, предлагающими похожие на биржи услуги».
Кто будет это покупать
Среднедушевой доход в Китае по итогам 2016 года вырос на 8,4% и составил $3470. Согласно прогнозу Economist Intelligence Unit, уже к 2020 году доля населения страны с низким уровнем доходов сократится с нынешних 40% до 11%, все больше китайцев будут перемещаться в средний класс. При этом, по данным Credit Suisse, китайский средний класс по численности опередил американский уже в конце 2015 года: численность людей со средним достатком в Китае оценивалась в 109 млн, в то время как в США она составляла всего 92 млн. Это значит, что (если не произойдет непредвиденных катастроф) китайские компании, а также иностранные фирмы, которым удалось преодолеть все ограничения, связанные с патерналистской политикой китайских властей, в ближайшие годы смогут существенно увеличивать выручку и прибыль. Причем, это касается всего — от вышеупомянутых электромобилей и гаджетов до предметов роскоши и финансовых сервисов.
Как на этом заработать
Можно инвестировать в бумаги китайских компаний напрямую. На Шанхайской и Шэньчжэньской биржах торгуются так называемые B-акции, а на Гонконгской бирже — H-акции, этот вид бумаг компаний материкового Китая разрешено продавать иностранным инвесторам. Что касается представленных на бирже отраслей, следует иметь в виду, что китайский рынок акций достаточно разнообразен и, помимо упомянутых выше интернет-гигантов и крупных банков, на нем множество вариантов для инвестиций. Например, можно присмотреться к автомобильной отрасли. У нее хорошие перспективы благодаря росту благосостояния граждан и тому, что она только открывает для себя экспорт в другие страны. При этом две из четырех компаний «большой четверки», а именно SAIC Motor и Dongfeng Motor, могут похвастаться очень низким значением коэффициента цена-прибыль (10,86 и 5,35, соответственно). Ряд крупнейших китайских компаний размещали свои акции напрямую на NYSE, самым известным IPO — и крупнейшим в мире — стало размещение Alibaba, которая в 2014 году привлекла 25 млрд долларов. Депозитарные расписки десятков китайских компаний торгуются также на NYSE и на Nasdaq Если вы не хотите заниматься выбором акций самостоятельно, сейчас на американском рынке доступно 47 биржевых фондов, ориентированных на китайские активы. По три из них вкладываются в облигации и валюту, а остальные — в акции. Крупнейший из них — iShares China Large-Cap ETF, стоимость его активов составляет около 3,6 млрд долларов. Максимальную доходность с начала года показывает Direxion Daily CSI China Internet Index Bull 2x Shares — это 183%, не всякая криптовалюта так радует инвесторов. Как еще Китай может повлиять на мировые рынки Мировой рынок электромобилей пока ничтожно мал по сравнению с рынком машин с двигателем внутреннего сгорания. Но уже сейчас понятно, что у него большое будущее, в том числе благодаря позиции Китая. Согласно решению властей, производство и продажа автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на территории страны может быть запрещена уже к 2040 году. При этом Китай превращается в ключевого игрока на рынке электромобилей уже сейчас. В 2016 году на эту страну пришлось 45% от совокупных продаж электромобилей. Сейчас на китайском рынке представлено около 75 моделей электромобилей, причем 25 из них, по данным Forbes, вышли на рынок в прошлом году. Власти страны поддерживают и развитие необходимой инфраструктуры, сейчас 44% зарядных станций в мире расположено именно в Китае. Благодаря этому растет и спрос на электромобили, за предыдущие три года он подскочил в 3,6 раза. Спрос подстегивают и государственные субсидии: власти компенсируют до 50% стоимости электромобилей, произведенных в стране. Из-за этого самому знаменитому производителю электромобилей Tesla (NASDAQ: TSLA) очень сложно конкурировать с местными процветающими автопроизводителями, ведь ввозная пошлина на ее машины составляет 25%. О каком росте идет речь? Китайский авторынок с 2009 года является крупнейшим в мире. В 2016 году в стране было произведено более 24,4 млн машин, из них более 0,5 млн — это электромобили и гибриды. Значительную часть поставок обеспечила «большая четверка» — SAIC Motor, Geely, BYD Auto и Dongfeng Motor. При этом китайские автопроизводители только-только распробовали для себя экспорт — в прошлом году в другие страны отправилось меньше миллиона машин — и, по мнению экспертов, экспорт будет расти, а доля электромобилей на нем будет становиться все больше. Рост рынка электромобилей для инвестора означает рост смежных отраслей, в том числе производителей комплектующих, поставщиков технологий и сырья. Потребителю же конкуренция, тем более подстегиваемая государственными субсидиями, обещает в недалеком будущем широкий выбор автомобилей по умеренной цене. Если при мысли о китайском автопроме (как об объекте инвестиций или как о потенциальном поставщике машин для вашей семьи) вас все еще мучают стереотипы, вы можете все проверить самостоятельно, например, испытав кроссовер от Dongfeng Motor.
Китай стал одной из крупнейших технологических держав
О репутации «страны подделок» пора забыть. Китай не просто копирует технологические идеи, в стране активно формируется собственная экосистема, способная конкурировать с Кремниевой долиной (и, возможно, рано или поздно состоится прямое столкновение). Один из самых громких примеров — Uber, самому дорогому стартапу в мире, после победного шествия под аккомпанемент массовых протестов таксистов во многих странах пришлось сдать китайский рынок местному конкуренту Didi Chuxing.
И не потому, что на рынке слишком мало денег — Uber потратил огромные суммы, чтобы уцепиться за Китай, но местная компания оказалась терпеливей и сильнее. Отчасти развитию технологий способствует закрытость китайского рынка. Facebook, Twitter и поисковая система Google в стране заблокированы, это снижает риски для местных компаний и открывает простор для экспериментов. В результате некоторые китайские компании становятся лидерами в новых отраслях и бизнес-моделях. Так, например, в Китае очень популярны QR-коды: они используются и для платежей, и для обмена контактами, и для ряда других функций. В США QR-коды вышли из употребления несколько лет назад, но теперь они вновь появляются в Snapchat (который заимствовал идею обмена контактами через QR-коды у китайского приложения WeChat), Facebook (NASDAQ: FB) и Spotify.
Криптовалютная отрасль
Очень яркий пример способности Китая влиять на глобальные рынки — то, что происходило на рынке криптовалют в течение всего 2017 года и в начале 2018-го. До января 2017 года на китайские криптобиржи приходилось более 90% оборота биткоина (Bitcoin). Считалось, что его используют китайские богачи, чтобы выводить средства из страны в обход валютного контроля. Однако в январе Китай ужесточил правила работы для местных бирж, и это вызвало немедленный обвал биткоина. Появление в сентябре новостей о запрете ICO и предписании крупнейшим китайским криптобиржам остановить торговлю также сопровождалось просадками курса. Еще один удар по крипторынку Китай нанес в середине января: тогда появились сообщения, что власти страны намерены начать борьбу с «онлайн-платформами и мобильными приложениями, предлагающими похожие на биржи услуги».
Кто будет это покупать
Среднедушевой доход в Китае по итогам 2016 года вырос на 8,4% и составил $3470. Согласно прогнозу Economist Intelligence Unit, уже к 2020 году доля населения страны с низким уровнем доходов сократится с нынешних 40% до 11%, все больше китайцев будут перемещаться в средний класс. При этом, по данным Credit Suisse, китайский средний класс по численности опередил американский уже в конце 2015 года: численность людей со средним достатком в Китае оценивалась в 109 млн, в то время как в США она составляла всего 92 млн. Это значит, что (если не произойдет непредвиденных катастроф) китайские компании, а также иностранные фирмы, которым удалось преодолеть все ограничения, связанные с патерналистской политикой китайских властей, в ближайшие годы смогут существенно увеличивать выручку и прибыль. Причем, это касается всего — от вышеупомянутых электромобилей и гаджетов до предметов роскоши и финансовых сервисов.
Как на этом заработать
Можно инвестировать в бумаги китайских компаний напрямую. На Шанхайской и Шэньчжэньской биржах торгуются так называемые B-акции, а на Гонконгской бирже — H-акции, этот вид бумаг компаний материкового Китая разрешено продавать иностранным инвесторам. Что касается представленных на бирже отраслей, следует иметь в виду, что китайский рынок акций достаточно разнообразен и, помимо упомянутых выше интернет-гигантов и крупных банков, на нем множество вариантов для инвестиций. Например, можно присмотреться к автомобильной отрасли. У нее хорошие перспективы благодаря росту благосостояния граждан и тому, что она только открывает для себя экспорт в другие страны. При этом две из четырех компаний «большой четверки», а именно SAIC Motor и Dongfeng Motor, могут похвастаться очень низким значением коэффициента цена-прибыль (10,86 и 5,35, соответственно). Ряд крупнейших китайских компаний размещали свои акции напрямую на NYSE, самым известным IPO — и крупнейшим в мире — стало размещение Alibaba, которая в 2014 году привлекла 25 млрд долларов. Депозитарные расписки десятков китайских компаний торгуются также на NYSE и на Nasdaq Если вы не хотите заниматься выбором акций самостоятельно, сейчас на американском рынке доступно 47 биржевых фондов, ориентированных на китайские активы. По три из них вкладываются в облигации и валюту, а остальные — в акции. Крупнейший из них — iShares China Large-Cap ETF, стоимость его активов составляет около 3,6 млрд долларов. Максимальную доходность с начала года показывает Direxion Daily CSI China Internet Index Bull 2x Shares — это 183%, не всякая криптовалюта так радует инвесторов. Как еще Китай может повлиять на мировые рынки Мировой рынок электромобилей пока ничтожно мал по сравнению с рынком машин с двигателем внутреннего сгорания. Но уже сейчас понятно, что у него большое будущее, в том числе благодаря позиции Китая. Согласно решению властей, производство и продажа автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на территории страны может быть запрещена уже к 2040 году. При этом Китай превращается в ключевого игрока на рынке электромобилей уже сейчас. В 2016 году на эту страну пришлось 45% от совокупных продаж электромобилей. Сейчас на китайском рынке представлено около 75 моделей электромобилей, причем 25 из них, по данным Forbes, вышли на рынок в прошлом году. Власти страны поддерживают и развитие необходимой инфраструктуры, сейчас 44% зарядных станций в мире расположено именно в Китае. Благодаря этому растет и спрос на электромобили, за предыдущие три года он подскочил в 3,6 раза. Спрос подстегивают и государственные субсидии: власти компенсируют до 50% стоимости электромобилей, произведенных в стране. Из-за этого самому знаменитому производителю электромобилей Tesla (NASDAQ: TSLA) очень сложно конкурировать с местными процветающими автопроизводителями, ведь ввозная пошлина на ее машины составляет 25%. О каком росте идет речь? Китайский авторынок с 2009 года является крупнейшим в мире. В 2016 году в стране было произведено более 24,4 млн машин, из них более 0,5 млн — это электромобили и гибриды. Значительную часть поставок обеспечила «большая четверка» — SAIC Motor, Geely, BYD Auto и Dongfeng Motor. При этом китайские автопроизводители только-только распробовали для себя экспорт — в прошлом году в другие страны отправилось меньше миллиона машин — и, по мнению экспертов, экспорт будет расти, а доля электромобилей на нем будет становиться все больше. Рост рынка электромобилей для инвестора означает рост смежных отраслей, в том числе производителей комплектующих, поставщиков технологий и сырья. Потребителю же конкуренция, тем более подстегиваемая государственными субсидиями, обещает в недалеком будущем широкий выбор автомобилей по умеренной цене. Если при мысли о китайском автопроме (как об объекте инвестиций или как о потенциальном поставщике машин для вашей семьи) вас все еще мучают стереотипы, вы можете все проверить самостоятельно, например, испытав кроссовер от Dongfeng Motor.
Комментариев нет:
Отправить комментарий