Что инвестор должен знать о Китае

Когда че­ло­век за­ду­мы­ва­ет­ся об ин­ве­сти­ци­ях, пер­вым делом ему на ум при­хо­дят аме­ри­кан­ские акции. Но рын­ком США мир не огра­ни­чи­ва­ет­ся, и в этой ста­тье мы рас­ска­жем, какие ин­ве­сти­ци­он­ные воз­мож­но­сти скры­ва­ют­ся в Китае. Даже если вы не ин­ве­сти­ру­е­те в ки­тай­ские ак­ти­вы, про­ис­хо­дя­щее в эко­но­ми­ке КНР вли­я­ет на ваше бла­го­со­сто­я­ние. Про­сто по­то­му, что она очень ве­ли­ка. По дан­ным Все­мир­но­го банка, в 2016 году ВВП Китая по па­ри­те­ту по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти со­ста­вил 21,4 трлн дол­ла­ров, при этом ВВП США — толь­ко 18,6 трлн дол­ла­ров. В по­след­ние годы Китай делит с Япо­ни­ей пер­вое место в спис­ке круп­ней­ших кре­ди­то­ров США — сей­час объем каз­на­чей­ских об­ли­га­ций в ки­тай­ском порт­фе­ле со­став­ля­ет около 1,15 трлн дол­ла­ров.
Китай стал одной из крупнейших технологических держав

 О ре­пу­та­ции «стра­ны под­де­лок» пора за­быть. Китай не про­сто ко­пи­ру­ет тех­но­ло­ги­че­ские идеи, в стране ак­тив­но фор­ми­ру­ет­ся соб­ствен­ная эко­си­сте­ма, спо­соб­ная кон­ку­ри­ро­вать с Крем­ни­е­вой до­ли­ной (и, воз­мож­но, рано или позд­но со­сто­ит­ся пря­мое столк­но­ве­ние). Один из самых гром­ких при­ме­ров — Uber, са­мо­му до­ро­го­му стар­та­пу в мире, после по­бед­но­го ше­ствия под ак­ком­па­не­мент мас­со­вых про­те­стов так­си­стов во мно­гих стра­нах при­ш­лось сдать ки­тай­ский рынок мест­но­му кон­ку­рен­ту Didi Chuxing.
И не по­то­му, что на рынке слиш­ком мало денег — Uber по­тра­тил огром­ные суммы, чтобы уце­пить­ся за Китай, но мест­ная ком­па­ния ока­за­лась тер­пе­ли­вей и силь­нее. От­ча­сти раз­ви­тию тех­но­ло­гий спо­соб­ству­ет за­кры­тость ки­тай­ско­го рынка. Facebook, Twitter и по­ис­ко­вая си­сте­ма Google в стране за­бло­ки­ро­ва­ны, это сни­жа­ет риски для мест­ных ком­па­ний и от­кры­ва­ет про­стор для экс­пе­ри­мен­тов. В ре­зуль­та­те неко­то­рые ки­тай­ские ком­па­нии ста­но­вят­ся ли­де­ра­ми в новых от­рас­лях и биз­нес-мо­де­лях. Так, на­при­мер, в Китае очень по­пу­ляр­ны QR-ко­ды: они ис­поль­зу­ют­ся и для пла­те­жей, и для об­ме­на кон­так­та­ми, и для ряда дру­гих функ­ций. В США QR-ко­ды вышли из упо­треб­ле­ния несколь­ко лет назад, но те­перь они вновь по­яв­ля­ют­ся в Snapchat (ко­то­рый за­им­ство­вал идею об­ме­на кон­так­та­ми через QR-ко­ды у ки­тай­ско­го при­ло­же­ния WeChat), Facebook (NASDAQ: FB) и Spotify.
Криптовалютная отрасль
Очень яркий при­мер спо­соб­но­сти Китая вли­ять на гло­баль­ные рынки — то, что про­ис­хо­ди­ло на рынке крип­то­ва­лют в те­че­ние всего 2017 года и в на­ча­ле 2018-го. До ян­ва­ря 2017 года на ки­тай­ские крип­то­бир­жи при­хо­ди­лось более 90% обо­ро­та бит­ко­и­на (Bitcoin). Счи­та­лось, что его ис­поль­зу­ют ки­тай­ские бо­га­чи, чтобы вы­во­дить сред­ства из стра­ны в обход ва­лют­но­го кон­тро­ля. Од­на­ко в ян­ва­ре Китай уже­сто­чил пра­ви­ла ра­бо­ты для мест­ных бирж, и это вы­зва­ло немед­лен­ный обвал бит­ко­и­на. По­яв­ле­ние в сен­тяб­ре но­во­стей о за­пре­те ICO и пред­пи­са­нии круп­ней­шим ки­тай­ским крип­то­бир­жам оста­но­вить тор­гов­лю также со­про­вож­да­лось про­сад­ка­ми курса. Еще один удар по крип­то­рын­ку Китай нанес в се­ре­дине ян­ва­ря: тогда по­яви­лись со­об­ще­ния, что вла­сти стра­ны на­ме­рены на­чать борь­бу с «он­лайн-плат­фор­мами и мо­биль­ными при­ло­же­ниями, пред­ла­га­ю­щими по­хо­жие на биржи услу­ги».
Кто будет это покупать
Сред­не­ду­ше­вой доход в Китае по ито­гам 2016 года вырос на 8,4% и со­ста­вил $3470. Со­глас­но про­гно­зу Economist Intelligence Unit, уже к 2020 году доля на­се­ле­ния стра­ны с низ­ким уров­нем до­хо­дов со­кра­тит­ся с ны­неш­них 40% до 11%, все боль­ше ки­тай­цев будут пе­ре­ме­щать­ся в сред­ний класс. При этом, по дан­ным Credit Suisse, ки­тай­ский сред­ний класс по чис­лен­но­сти опе­ре­дил аме­ри­кан­ский уже в конце 2015 года: чис­лен­ность людей со сред­ним до­стат­ком в Китае оце­ни­ва­лась в 109 млн, в то время как в США она со­став­ля­ла всего 92 млн. Это зна­чит, что (если не про­изой­дет непред­ви­ден­ных ка­та­строф) ки­тай­ские ком­па­нии, а также ино­стран­ные фирмы, ко­то­рым уда­лось пре­одо­леть все огра­ни­че­ния, свя­зан­ные с па­тер­на­лист­ской по­ли­ти­кой ки­тай­ских вла­стей, в бли­жай­шие годы смо­гут су­ще­ствен­но уве­ли­чи­вать вы­руч­ку и при­быль. При­чем, это ка­са­ет­ся всего — от вы­ше­упо­мя­ну­тых элек­тро­мо­би­лей и га­д­же­тов до пред­ме­тов рос­ко­ши и фи­нан­со­вых сер­ви­сов.
Как на этом заработать
Можно ин­ве­сти­ро­вать в бу­ма­ги ки­тай­ских ком­па­ний на­пря­мую. На Шан­хай­ской и Шэ­нь­чж­э­нь­ской бир­жах тор­гу­ют­ся так на­зы­ва­е­мые B-ак­ции, а на Гон­конг­ской бирже — H-ак­ции, этот вид бумаг ком­па­ний ма­те­ри­ко­во­го Китая раз­ре­ше­но про­да­вать ино­стран­ным ин­ве­сто­рам. Что ка­са­ет­ся пред­став­лен­ных на бирже от­рас­лей, сле­ду­ет иметь в виду, что ки­тай­ский рынок акций до­ста­точ­но раз­но­об­ра­зен и, по­ми­мо упо­мя­ну­тых выше ин­тер­нет-ги­ган­тов и круп­ных бан­ков, на нем мно­же­ство ва­ри­ан­тов для ин­ве­сти­ций. На­при­мер, можно при­смот­реть­ся к ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли. У нее хо­ро­шие пер­спек­ти­вы бла­го­да­ря росту бла­го­со­сто­я­ния граж­дан и тому, что она толь­ко от­кры­ва­ет для себя экс­порт в дру­гие стра­ны. При этом две из че­ты­рех ком­па­ний «боль­шой чет­вер­ки», а имен­но SAIC Motor и Dongfeng Motor, могут по­хва­стать­ся очень низ­ким зна­че­ни­ем ко­эф­фи­ци­ен­та це­на-при­быль (10,86 и 5,35, со­от­вет­ствен­но). Ряд круп­ней­ших ки­тай­ских ком­па­ний раз­ме­ща­ли свои акции на­пря­мую на NYSE, самым из­вест­ным IPO — и круп­ней­шим в мире — стало раз­ме­ще­ние Alibaba, ко­то­рая в 2014 году при­влек­ла 25 млрд дол­ла­ров. Де­по­зи­тар­ные рас­пис­ки де­сят­ков ки­тай­ских ком­па­ний тор­гу­ют­ся также на NYSE и на Nasdaq Если вы не хо­ти­те за­ни­мать­ся вы­бо­ром акций са­мо­сто­я­тель­но, сей­час на аме­ри­кан­ском рынке до­ступ­но 47 бир­же­вых фон­дов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на ки­тай­ские ак­ти­вы. По три из них вкла­ды­ва­ют­ся в об­ли­га­ции и ва­лю­ту, а осталь­ные — в акции. Круп­ней­ший из них — iShares China Large-Cap ETF, сто­и­мость его ак­ти­вов со­став­ля­ет около 3,6 млрд дол­ла­ров. Мак­си­маль­ную до­ход­ность с на­ча­ла года по­ка­зы­ва­ет Direxion Daily CSI China Internet Index Bull 2x Shares — это 183%, не вся­кая крип­то­ва­лю­та так ра­ду­ет ин­ве­сто­ров. Как еще Китай может повлиять на мировые рынки Ми­ро­вой рынок элек­тро­мо­би­лей пока ни­чтож­но мал по срав­не­нию с рын­ком машин с дви­га­те­лем внут­рен­не­го сго­ра­ния. Но уже сей­час по­нят­но, что у него боль­шое бу­ду­щее, в том числе бла­го­да­ря по­зи­ции Китая. Со­глас­но ре­ше­нию вла­стей, про­из­вод­ство и про­да­жа ав­то­мо­би­лей с дви­га­те­лем внут­рен­не­го сго­ра­ния на тер­ри­то­рии стра­ны может быть за­пре­ще­на уже к 2040 году. При этом Китай пре­вра­ща­ет­ся в клю­че­во­го иг­ро­ка на рынке элек­тро­мо­би­лей уже сей­час. В 2016 году на эту стра­ну при­ш­лось 45% от со­во­куп­ных про­даж элек­тро­мо­би­лей. Сей­час на ки­тай­ском рынке пред­став­ле­но около 75 мо­де­лей элек­тро­мо­би­лей, при­чем 25 из них, по дан­ным Forbes, вышли на рынок в про­шлом году. Вла­сти стра­ны под­дер­жи­ва­ют и раз­ви­тие необ­хо­ди­мой ин­фра­струк­ту­ры, сей­час 44% за­ряд­ных стан­ций в мире рас­по­ло­же­но имен­но в Китае. Бла­го­да­ря этому рас­тет и спрос на элек­тро­мо­би­ли, за преды­ду­щие три года он под­ско­чил в 3,6 раза. Спрос под­сте­ги­ва­ют и го­су­дар­ствен­ные суб­си­дии: вла­сти ком­пен­си­ру­ют до 50% сто­и­мо­сти элек­тро­мо­би­лей, про­из­ве­ден­ных в стране. Из-за этого са­мо­му зна­ме­ни­то­му про­из­во­ди­те­лю элек­тро­мо­би­лей Tesla (NASDAQ: TSLA) очень слож­но кон­ку­ри­ро­вать с мест­ны­ми про­цве­та­ю­щи­ми ав­то­про­из­во­ди­те­ля­ми, ведь ввоз­ная по­шли­на на ее ма­ши­ны со­став­ля­ет 25%. О каком росте идет речь? Ки­тай­ский ав­то­ры­нок с 2009 года яв­ля­ет­ся круп­ней­шим в мире. В 2016 году в стране было про­из­ве­де­но более 24,4 млн машин, из них более 0,5 млн — это элек­тро­мо­би­ли и ги­бри­ды. Зна­чи­тель­ную часть по­ста­вок обес­пе­чи­ла «боль­шая чет­вер­ка» — SAIC Motor, Geely, BYD Auto и Dongfeng Motor. При этом ки­тай­ские ав­то­про­из­во­ди­те­ли толь­ко-толь­ко рас­про­бо­ва­ли для себя экс­порт — в про­шлом году в дру­гие стра­ны от­пра­ви­лось мень­ше мил­ли­о­на машин — и, по мне­нию экс­пер­тов, экс­порт будет расти, а доля элек­тро­мо­би­лей на нем будет ста­но­вить­ся все боль­ше. Рост рынка элек­тро­мо­би­лей для ин­ве­сто­ра озна­ча­ет рост смеж­ных от­рас­лей, в том числе про­из­во­ди­те­лей ком­плек­ту­ю­щих, по­став­щи­ков тех­но­ло­гий и сырья. По­тре­би­те­лю же кон­ку­рен­ция, тем более под­сте­ги­ва­е­мая го­су­дар­ствен­ны­ми суб­си­ди­я­ми, обе­ща­ет в неда­ле­ком бу­ду­щем ши­ро­кий выбор ав­то­мо­би­лей по уме­рен­ной цене. Если при мысли о ки­тай­ском ав­то­про­ме (как об объ­ек­те ин­ве­сти­ций или как о по­тен­ци­аль­ном по­став­щи­ке машин для вашей семьи) вас все еще му­ча­ют сте­рео­ти­пы, вы мо­же­те все про­ве­рить са­мо­сто­я­тель­но, на­при­мер, ис­пы­тав крос­со­вер от Dongfeng Motor.

Комментариев нет:

Отправить комментарий